Меню Закрыть

“Есть по Чуйскому тракту дорога…”

Чуйский тракт

Авторитетнейший журнал National Geographic, который с 1888 года специализируется на статьях о природе, географии и культуре, внес трассу Р256 «Чуйский тракт» в ТОП-10 самых красивых автодорог мира. Среди густых горных хребтов и отрогов Горного Алтая очень мало мест для удобного прохода или проезда. Однажды найденный удачный маршрут не теряет своего значения тысячелетиями.

Древнейшие китайские летописи упоминают «Мунгальскую тропу» (ветка шелкового торгового пути), ведущую из Монголии в Западную Сибирь. Если взять современный Чуйский тракт, карта дороги практически совпадет со старинным вьючным переходом через горы. Благодаря давней истории тракт сам по себе стал редчайшей достопримечательностью со множеством археологических памятников и знаковых мест. В туристическом плане он не уступает «Дороге Больших Ворот» в Китае или «Великой океанской дороге» в Австралии.

Описание и интересные факты

За потрясающую красоту горных ландшафтов трасса М52 (старое название), или федеральная автомобильная дорога Р256 «Чуйский тракт» (новое обозначение) официально признана национальным достоянием. Имеет общую протяженность 970 км. Проходит с севера на юг через три региона – Новосибирскую область, Алтайский край и Республику Алтай. Входит в состав азиатского маршрута АН4 (6000 км), идущего через Монголию и Китай до пакистанского города-порта Карачи. Длина исторического участка составляет 640 км (от Бийска до госграницы с Монголией). Полностью покрыта ровным асфальтом и не имеет туннелей. Проезды через горные хребты оборудованы в виде высокогорных перевалов (Семинский, Чике-Таман, Дурбэт-даба), придающих маршруту дополнительную эстетичность и экстрим.

Этимология названия «Чуйский тракт» неотрывно связана с рекой Чуей (правый приток Катуни), исток которой находится у хребта Чихачева. Здесь же начало маршрута для «иноземцев» или его конец для «нас». На протяжении 200 км дорога проходит по урочищу стремительной горной реки.

Каменисто-извилистое русло все время вплотную прижато к обочине. Иногда оно убегает на юг, чтобы обогнуть очередной отрог или возвышенность, но неизменно возвращается обратно.

До начала XX века Чуйский тракт оставался узкой тропой. В некоторых местах даже не могли разойтись два встречных каравана. Кардинально ситуацию изменило руководство Сибирской железной дороги, которое совместно с бийскими купцами приняло решение о строительстве колесного пути через горы. Логика здесь проста и понятна. Чем больше товарооборот с Восточной Азией, тем выше загрузка Транссибирской магистрали. Опыт оказался очень удачным. Все затраты мгновенно окупились. Но впопыхах обустроенная дорога просуществовала недолго. Суровая природа быстро разрушила переправы, вырубленные террасы и мосты.

Капитальное строительство Чуйского тракта осуществлялось постоянно, начиная 1920-х годов:

  • 1914-16 гг. – составление оптимального маршрута прохождения;
  • 1917-20 гг. – обустройство накатанного полотна и инженерных сооружений;
  • 1921-1925 гг. – расширение под крупногабаритный транспорт;
  • 1926-1934 гг. – выравнивание и нанесение толстого гравийного покрытия;
  • 1935 г. – начало полноценной эксплуатации;
  • 1936-1960 гг. – ремонт и внесение локальных инженерно-топографических изменений;
  • 1961 г. – официальное использование названия «Чуйский тракт» для всей трассы от Новосибирска до Ташанты;
  • 1962-1979 гг. – постепенная укладка асфальтированного покрытия;
  • 1980-1988 гг. – строительство безопасного маршрута через перевал Чике-Таман;
  • 1989-2007 гг. – укладка термостойкого асфальта высокого качества.
  • с 2008 г. – эксплуатация и регулярный ремонт.

На юге Алтайского края и по всему Горному Алтаю активно развиваются туристско-рекреационные зоны, обеспечивающие уникальные условия для оздоровления, отдыха и досуга. Главная роль в обеспечении транспортной доступности объектов возложена именно на трассу М52 (Р256), которая не имеет равнозначной альтернативы в условиях сложнейшего горного рельефа. При этом тщательно сохраняется археологически-экскурсионная составляющая дороги, вдоль которой исторически расположено огромное количество рукотворных и природных памятников.

«Чуйский тракт»: карта с достопримечательностями на машине

Километраж Чуйского тракта с описанием достопримечательностей

Значительная часть дороги от Новосибирска до Бийска мало интересна туристам. Здесь нет значимых достопримечательностей. Окружающая природа представлена однообразными степными ландшафтами, которые иногда прерываются зеркалами рек, складками-валами и лесными массивами.

Настоящее знакомство с исторической трассой начинается от въезда на коммунальный мост через Бию в городе Бийске. Здесь расположен «Музей Чуйского тракта» с уникальными экспозициями, касающимися возведения, развития и эксплуатации дороги. В музейном фонде также можно увидеть оригинальный памятник «Кольке Снегиреву», погибшему герою известной песни «Есть по Чуйскому тракту дорога». Сейчас у Белого Бома в Онгудайском районе установлена более габаритная памятная композиция. Старую просто выбросили, но неравнодушным краеведам удалось ее сохранить.

Прямо напротив входа в музей Чуйского тракта расположен исторический «0 километр», который сейчас соответствует 350-му км современной автомагистрали Р256 «Новосибирск – Барнаул – Бийск – Горно-Алтайск – граница с Монголией».

Подробную информацию о километраже Чуйского тракта, достопримечательностях, населенных пунктах, дорожных развязках и т.д. смотрите ниже:

  • 351-й км – съезд с Бийского моста (коммунального). Начало исторического «Чуйского тракта».
  • 352-й км – съезд на «Смоленский тракт» (дорога 01К-06 «Бийск – Белокуриха»).
  • 353-й км – памятник «80 лет Чуйского тракта» (автомобиль ЗИС-5 ««трехтонка»).
  • 361-й км – дорога к бийскому аэропорту (не действует).
  • 366-й км – село Верх-Катунское. Краеведческий музей, столовая, Сбербанк, АЗС, магазины.
  • 372-й км – поселок Чуйский.
  • 377-й км – село Полеводка. Художественно-этнографическая территория «Легенда».
  • 378-й км – село Сростки. Смотровая гора Пикет. Сростинский рынок. Всероссийский мемориальный музей-заповедник В.М. Шукшина.
  • 394-й км – село Образцовка. Магазины, АЗС.
  • 398-й км- село Березовка. Поликлиника, отделение скорой помощи, заправка, рынок, магазины.
  • 404-й км – поворот к райцентру Красногорское.
  • 405-й км – село Быстрянка (Тарханка). Гора Рудник. Быстрянский маслосырзавод. Могильники и курганы VI-II вв. до н. э.
  • 415-й км – автомобильный мост через реку Иша. Реабилитационный центр «Катунские зори». Центр народной медицины «Прасковья».
  • 420-й км – поворот на Усть-Ишу и Новозыково.
  • 426-й км – поселок Долина Свободы. Магазинчики. Старое здание дома культуры служило местом съемок фильма «Живет такой парень».
  • 429-км – граница Алтайского края и Горного Алтая. Смотровая площадка. Въездная стела «Республика Алтай». Памятник туристу (Пилигрим). Стилизованная коническая юрта – чаадыр.

  • 432-й км – мост через Катунь. Памятники природы «Земная рябь» (с. Платово) и «Гора Бабырган». На левом берегу Катуни расположен краевой заказник «Лебединый».
  • 433-й км – высокие аллювиальные террасы Катуни и Майминский археологический комплекс.
  • 434-й км – сувенирные ряды, заправка, поворот к селу Верх-Карагуж.
  • 436-й км – село Майма. Отели, магазины, кафе.
  • 439-й км – скальные останцы «Чертов палец» (Майминский или Айский).
  • 440-й км – съезд к Горно-Алтайску, через который можно выехать на Телецкий тракт (к Артыбашу, Иогачу, Телецкому озеру).
  • 446-й км – аэропорт Горно-Алтайска.
  • 450-й км – село Дубровка. Базы отдыха, кафе, шиномонтаж, магазины.
  • 455-й км – село Соузга. Сувенирные лавки (плетение из лозы, резьба по дереву), СТО, заправка, гостевые дома. Фирменный магазин Горно-Алтайского мясокомбината.
  • 458-й км – автомобильный мост через Катунь. Переезд на дорогу «Алтайское – Ая – Бирюзовая Катунь – Талдинские пещеры» (Айский тракт).
  • 465-й км – памятник природы «Черемшанский источник».
  • 468-й км – мемориальный знак исследователю В.Я. Шишкову. Сувенирный рынок. Горная долина Чултуков Лог с комплексом погребальных памятников.
  • 470-й км – село Манжерок. Пороги на Катуни – Манжерокские шумы. Памятник природы Алтая – Манжерокский источник (выход чистейших трещинно-карстовых вод). Дом-перевертыш, заправка, базы отдыха, кафе.
  • 473-й км – съезд к озеру Манжерок (указатель «Озерное).
  • 478-й км – подвесной автомобильный мост через Катунь напротив зоны отдыха «Бирюзовая Катунь». Минеральный источник Аржан-Суу в разломе хребта Иолго (гидрокабонатно-кальциево-магниевый с ионами серебра, «живая вода).
  • 479-й км – переправа через Катунь к Талдинским пещерам.
  • 485-й км – село Усть-Муны. Мунинский порог, кафе, АЗС, археологические памятники.
  • 488-й км – база отдыха премиум класса «Алтика» (выполнена в экостиле).
Эко-отель Алтика
  • 491-км – село Барангол. Барангольский некрополь. Остров Корона Катуни. Дорога к памятнику природы – Камышлинский водопад (12 метров высоты).
  • 495-й км – съезд на Чемальский тракт.
  • 496-й км – село Усть-Сема. Старый и новый мосты через Катунь.
  • 500-й км – реликтовые березово-сосновые леса ландшафтной зоны Усть-Семинская.
  • 505-й км – село Камлак. Урочище «Чистый Луг» (Горно-Алтайский ботанический сад).
  • 510-й км – зубровый питомник «Чергинский» (фото, экскурсии, сафари).
  • 515-й км – село Черга. Гостиница, АЗС, рынок, магазины. Чергинский маслосырзавод. Развилка на старый «Чуйский тракт» к селу Алтайское. Поворот на Усть-Кан. Лечебно-минеральный источник «Курлихин сад» («Курловские дачи»).
  • 525-й км – село Барлак. Священная гора «Шаманский камень» высотой 801 м над уровнем моря (Семинский хребет).
  • 528-й км – кафе-гостиница Барсуган на одноименной речке.
  • 534-й км – село Мыюта. Курганные группы и петроглифы.
  • 547-й км – райцентр Шебалино. Магазины, кафе, АЗС, Сбербанк, краеведческий музей.
  • 561-й км – село Кумалыр. Курганные могильники.
  • 573-й км – начало 9-километровго подъема на Семинский перевал.
  • 582-й км – Семинский перевал. Смотровая площадка, гостиница, кафе, база отдыха.
Семинский перевал
  • 583-й км – 11-километровый спуск с Семинского перевала.
  • 611-й км – съезд на «Усть-Коксинский тракт» (Туекта – Усть-Кан – Усть-Кокса – Тюнгур). Эта дорога ведет к подножию Катунского хребта и горе Белухе.
  • 613-й км – село Туекта. Магазин, почта, древние курганы, каменные бабы-балбалы.
  • 618-й км – Каракольский природный парк «Уч-Энмек» (древние святилища, озеро Ару-Кем, петроглифы, курганы, отель в стилизованных алтайских аилах).
  • 620-й км – село Каракол. Турбазы «Аркадия» и «Беркут». Дорога к Каракольским озерам. Развилка к логу Сатырлы, селам Кулада и Боочи, урочищу Алтыайры, Башадарским курганам.
  • 628-й км – село Шашикман. Гора Межелик, заправка, каменные и земляные курганы эпохи раннего железа (комплекс Балык-Соок).
  • 635-й км – райцентр Онгудай. Географический центр Горного Алтая. Магазины, кафе, СТО, заправки, интернет-центр, гостиницы. Рынок народных промыслов «Торко Чачак» (войлочные изделия, ковры, поделки из дерева и кожи).
  • 650-й км – гидроэлектростанция на речке Урсул (не работающая).
  • 655-й км – начало подъема подъем на перевал Чике-Таман (Улегемский).
  • 661-й км – обзорная площадка на вершине перевала. Внизу видно сложные зигзаги старого участка Чуйского тракта.
  • 662-й км – спуск с перевала.
  • 673-й км – село Купчегень. Краеведческий музей. Археологические комплексы и могильники.
  • 681-й км – Памятник-курган «Кур-Кечу», петроглифы, слияние Ильгумени и Катуни, 500-метровый Ильгуменский порог (место проведения соревнований по рафтингу «Ак Талай Маргаан»).
  • 687-й км – гигантский выход прессованной породы (песчаные осыпи).
  • 692-й км – Яломанское городище, высокие скальные стены вдоль трассы (Каменные ворота, или Айри-таш), место впадение Большого Яломана в Катунь.
  • 693-й км – село Малый Яломан. Старые участки колесной дороги и вьючной тропы.
  • 704-й км – село Иня. Подвесной и железобетонный мосты через Катунь. Дорога к поселку Инегень, от которого идет «Тюнгурская тропа» к озеру Ак-кем, горе Белухе, водопаду Текелю, ущелью Ярлу, Кучерлинским озерам.
Село Иня
  • 710-й км – скала с древними рисунками – бом Бичикту-кая.
  • 712-й км – смотровая площадка «Чуй-Оозы» (слияние Катуни и Чуи).
  • 713-й км – съезд к новым Инегеньским мостам через Катунь и Чую.
  • 715-й км – село Чуйозы (Чуй-Оозы). Скифские курганы, краеведческий музей, кафе национальной кухни, отель.
  • 716 и 718-й км – сложнейшие пороги на Чуе (Горизонт, Турбинный).
  • 728-й км – археологический комплекс Адыр-Кая (Адыр-Хан).
  • 735-й км – село Иодро. Белый бом, петроглифы, Чуйский оленный камень.
  • 744-й км – новый памятник шоферу Кольке Снегиреву, про которого сложена песня «Есть по Чуйскому тракту дорога».
  • 755-й км – автомост через Чую.
  • 760-й км – водопад Ширлак (Девичьи слезы) на склоне Айгулакского хребта.
  • 783-й км – село Чибит (Красная гора), Сарытумайская степь, гора Белькенек (2264 м), Чибитский источник. Старт маршрутов к Шавлинским озерам.
  • 788-й км – поселок Акташ. Магазины, кафе, рынок, гостевые дома, заправки, СТО.
  • 790-й км – съезд на «Улаганский тракт» (до Усть-Улагана – Балыктуюля – Балыкчи). По этой дороге можно доехать до перевала Кату-Ярык, долины Чулышмана и южного берега Телецкого озера.
  • 797-й км – уникальное Гейзеровое озеро (Голубое), которое не замерзает даже зимой из-за многочисленных родников на дне.
  • 801-й км – заброшенная Чуйская гидроэлектростанция («Плотина дураков»).
  • 817-й км – подъем на перевал Аршан-Ту (Курайский). Гуннские археологические памятники.
  • 820-й км – панорамный обзор Северо-Чуйского хребта.
  • 823-й км – село Курай. Старт маршрутов к ледникам на склонах горы Актру (4044 м).
  • 865-й км – памятник природы источник «Чаган-Узунский» в скальном выступе Курайского хребта. Съезд на дорогу к «Радужным горам Алтая» (Кызыл-Чин, «Марсианские пейзажи»).
Радужные горы
  • 868-й км – обзорная вершина Кызыл-Таш (Красная горка).
  • 871-й км – Красногорское озеро с песчано-гравийным пляжем.
  • 890-й км – райцентр Кош-Агач. Чуйская степь. Древние мегалитические комплексы. Массивы наскальных рисунков Жалгыс-Табе и Куржан-Тау. Отель, АЗС, СТО, рынок, магазины, больница.
  • 892-й км – съезд на дорогу к селу Джазатор (Беляши), перевалу Теплый ключ и плато Укок.
  • 893-й км – солнечная электростанция.
  • 895-й км – пограничный пост.
  • 899-й км – дорога к селу Кококря и высокогорному минеральному источнику «Бугузунский» на западном склоне хребта Чихачева. Здесь же берет начало Чуя.
  • 916-й км – поселок Жана-Аул. Почта, магазины, рынок. Музей казахской культуры (филиал Национального музея Республики Алтай).
  • 936-й км – археологический комплекс в долине реки Уландрык.
  • 943-й км – село Ташанта. Кафе, бар, магазинчики, АЗС. Мобильная связь Билайн, Ростелеком, МТС.
Красная горка

За Ташантой дорога Р256 «Чуйский тракт» прямой стрелой убегает к перевалу Дурбэт-Даба на хребте Сайцлюгэм (2481 м). Здесь на «крайнем» 964-м км трассы установлены пограничные столбы и небольшой обелиск как символ дружбы двух соседних стран. Далее начинается территория Монголии.

В заключение

Федеральная трасса Р256/М52 «Чуйский тракт» – удивительное место, которое позволяет воочию увидеть зелень равнин, мозаику предгорий, величие заснеженных хребтов, безжизненные «марсианские пейзажи» и темные от глубины речные каньоны. Дорога богата историей, усыпана археологическими достопримечательностями и памятниками природы – озерами, водопадами, источниками, пещерами.

Путешествовать вдоль Чуйского тракта лучше всего на автомобиле с высоким клиренсом для беспроблемного преодоления перевалов и съезда на грунтовые ответвления, например в урочище Кызыл-Чин или поселок Инегень. Чтобы свободно ориентироваться в пути, используйте подсказчик по километражу трассы и подробную карту «Чуйского тракта», которую всегда можно посмотреть на нашем сайте или купить по дороге в Новосибирске, Барнауле, Бийске, Горно-Алтайске.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *